СМИ: Минфин предложил повысить НДС и нагрузку на зарплаты

118

Минфин выступил за реформу страховых взносов с 2017 года. Предполагается начать взимать их со всего зарплатного фонда по единой ставке и к 2019 году довести ее до 26% (29% — с 2017 года, 28% — с 2018 года), рассказали пять федеральных чиновников газете «Ведомости».

Есть и альтернативный вариант, отметили два чиновника: в 2017 году повысить НДС до 20%, 10%-ную льготную ставку поднять до 12%, а с 2019 года начать увеличивать ее на два процентных пункта в год, пока она не сравняется с нельготными 20%. Уже в следующем году можно получить еще почти 600 млрд рублей, заметил один из чиновников, еще 400 млрд — в 2018 году и еще 200 млрд рублей — в 2019 году.

Два чиновника заверили, что идея Минфина обсуждалась на прошлой неделе премьером Дмитрием Медведевым и министром финансов Антоном Силуановым у президента Владимира Путина. Такая встреча действительно была, подтвердил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, но не раскрыл ее содержание.

Прорабатывались предложения Минфина в понедельник уже на совещании у первого вице-премьера Игоря Шувалова, рассказали четыре федеральных чиновника. В секретариате ведомства подтвердили совещание, правда, без комментариев.

Решений нет, уточнили чиновники, один из них объяснил подробнее: «Договорится не удается, все ушло на уровень президента и премьера».

Работодатели сейчас платят в Пенсионный фонд 22% с зарплат до 796 тыс. рублей в год, а сверх этой суммы — 10%. В Фонд социального страхования — 2,9% с годовых заработков до 670 тыс. рублей, в Фонд медицинского страхования — 5,1% со всей зарплаты. Снижение ставки до 29% при отмене порога зарплат приведет к «выпадению» доходов внебюджетных фондов в 0,1% ВВП, а до 28% — 0,4% ВВП, оценила Александра Суслина из Экономической экспертной группы. Но вырастет нагрузка на секторы с наиболее квалифицированным трудом, критичен федеральный чиновник: даже при снижении ставки почти в два раза вырастут сборы с зарплат выше нынешнего порога. Для многих секторов нагрузка будет такой, что зарплаты уйдут в тень, уточнил другой чиновник.

Повышение НДС до 20% с постепенной унификацией льготы — сильный удар по рядовым россиянам. Дополнительные доходы федерального бюджета при сохранении льготы ежегодно будут расти примерно на 0,6% ВВП и почти на 1% ВВП при ее унификации, добавила Суслина. Тем временем чиновник финансово-экономического блока заметил, что фронтальное повышение НДС крайне инфляционно. Рост НДС на 1 п. п. разгонит инфляцию на 0,4—0,6 п. п., указал эксперт, знакомый с обсуждением предложений Минфина. Дополнительный 1 п. п. инфляции — это 120 млрд рублей дополнительных расходов бюджета, считал Минфин. В среднем ежемесячно на долю льготников приходится около 5% всех поступлений от НДС, свидетельствуют данные ФНС. В 2014 году бюджет потерял из-за 10%-ной льготы примерно 150 млрд рублей, привел данные один из чиновников. Но льготная ставка на НДС распространяется на товары первой необходимости, отметила, в свою очередь, Суслина: это реальный удар по населению, повышать доходы бюджета за счет платежеспособного населения, чтобы исполнять социальные обязательства, неправильно. Как отметил один из источников, Минфин предлагает и поддержку, например пособие для 10% самых бедных — 1 тыс. 500 рублей.

Мера ударит и по региональным бюджетам, предупредил федеральный чиновник, — сократится налог на прибыль. А повышение НДС может ухудшить его собираемость, предположил чиновник.

Провести такой «маневр» с 2017 года вряд ли получится, высказался чиновник финансово-экономического блока, знакомый с идеями Минфина: надо учитывать не только бюджетную, но и социально-политическую ситуацию. В Минфине на запрос не ответили. 

Ранее директор сводного департамента макроэкономического прогнозирования Минэкономразвития Кирилл Тремасов заявил, что реальные располагаемые доходы населения упадут на 4,7-4,9% в 2016 году против прежнего прогноза в минус 2,8%. Это значит, что прогноз ведомства по доходам населения ухудшился. В прогнозе, опубликованном в мае, министерство исходило в базовом сценарии из того, что реальные располагаемые доходы по итогам 2016 года снизятся на 2,8%. Консервативный вариант предполагал падение доходов на 5%, то есть новый прогноз оказался ближе к прежнему пессимистическому.